|
Бенгали. Пятый урок бенгальского языка
Сегодня мы рассмотрим два вопроса – однородные члены
предложения и числительные. Как всегда, немного лексики:
Закрепите материал просмотром двух видео. Одно - профессиональное, другое - любительское. Обратите внимание, что в любительском видео "Ш" произносится как "С". Дело в том, что в обиходной речи бенгальцы практически не делают различий между двумя этими звуками, используя оба варианта (чаще произносят "С", хотя по стандартам нужно произносить "Ш"). Поговорим про
однородные члены предложения. Когда перечисляются несколько предметов, то
окончание прибавляется только к последнему слову. Например: Книга, тетрадь, ручка и журнал лежат на
столе. – Бой, кхата, колом
ар потриката тэбилер опор ачхэ. Книги, журналы и тетради лежат на стуле. – Бой, потрика ар кхатагули
чэйар опор. То же самое касается и окончаний родительного падежа: Это Васины и Петины книги. – Эгули Вася ар Петяр бой. Это стол моих
сына и дочери. - Эта амар
чхэле ар мэйэр тэбиль. Это Машина, Катина и Танина комната. – Эта Маша, Катя ар Таняр гхор. То же самое касается и послелогов – послелог ставится
только после последнего однородного члена в предложении: На столе, стуле и кровати лежат книги. – Тэбиль, чэйар ар кхатерта
опор бой ачхэ. Под столом и стулом лежат сумки. – Тэбиль ар чэйарта ничэ
бэг ачхэ. Но это правило действует не всегда. Например,
если в качестве однородных членов упоминаются предметы в единственном и
множественном числах, то окончания прибавляются к каждому существительному, чтобы
показать, какое из них стоит в единственном, а какое во множественном числах: На столе, стульях и кровати лежат ручки. – Тэбильта, чэйаргули и кхатта
опор колом ачхэ. Книга, тетради и учебник лежат на столе. – Бойта, кхатагули ар паттопусток
тэбилер опор. Что касается окончаний родительного падежа, то они
тоже прибавляются к каждому существительному, если речь идёт не об общих предметах.
Например: Это Васины и Петины книги (Не общие,
а у каждого свои). – Эгули Васяр ар Петяр
бой. Это кровати моих
сына и дочери (у каждого – своя). – Эгули амар чхэлер ар мэйэр кхат. Теперь
рассмотрим числительные. Они употребляются с окончаниями, если речь идет о
предметах, которые можно физически разделить (например, две книги, три стула), и
без окончаний, если разделить нельзя (два дня, три месяца). К числительному два прибавляется окончание то,
к числительным три и четыре
– окончание тэ, а ко
всем остальным – та. К существительному
окончание не прибавляется. На столе лежит есть одна ручка, две
тетради, три книги, четыре учебника и пять журналов. Тэбилер опор экта колом, дуто кхата, тинтэ бой, чартэ поттопусток ар пАчта потрика ачхэ. У меня есть три дня. – Амар
тин дин ачхэ. Вокруг стола стоят четыре стула. – Тэбилер чардикэ чартэ
чэйар ачхэ. Если же речь идёт о людях, то к числительным
прибавляется окончание джон. У тебя девять преподавателей. – Томар ноджон оддхапок ачхэ. У Вас есть десять сотрудников. – Апнар дошджон корми ачхэ. Если речь идет о детях до 12 лет или о группе, классе людей (а не о индивидуальностях), то вместо джон употребляется окончание ти. Например, Экханэ пачти мэйэ ачхэ - Здесь находится 5 девочек (до 12 лет)
Тем не менее, окончание джон звучит более уважительно по отношению к человеку, чем окончание ти Если существительные обозначают членов семьи, то
окончания не прибавляются. У меня есть два брата и три сестры. – Амар
ду бхай ар тин бон ачхэ. У Вас нет четырёх братьев. – Апнар чар бхай нэй. Двух матерей не бывает. – Ду ма нэй. |